Швейцария – страна, которая славится живописными горными пейзажами. Высокогорные железные дороги — это одна из главных возможностей увидеть фантастическую красоту величавых Альп.
Самые высокие железнодорожные сети Швейцарии
Юнгфрау зубчатая железная дорога
Протяженность сети составляет 9 километров, ширина пути – 1 метр. Началом железнодорожной линии является Клайне-Шайдег, далее она пролегает через туннель, созданный в скалах, через горные массивы Эйнер и Мёнх, выходит на перевал Юнгфрауйох. Протяженность железнодорожной линии по туннелю составляет примерно 7 километров.
Строительство этой дороги планировалось еще с 1860-х годов, но приступить к реализации проекта стало возможным только спустя 30 лет. Строительство было начато в 1896 году по инициативе предпринимателя из Швейцарии Адольфа Гуйер-Целлера. Строительство тоннеля длилось на протяжение 14 лет. Это была очень трудоемкая работа, в процессе которой погибло несколько человек. После смерти главного инвестора (Адольфа Гуйер-Целлера), работы приостановились. Были внесены изменения в планируемый маршрут. Если первоначально планировалось, что дорога будет проложена к вершине горы Юнгфрау, то в конечном итоге, завершающей точкой пути стал перевал Юнгфрау.
В данном случае, из-за перепадов высоты, можно было строить только зубчатую дорогу, оснащенную дополнительным зубчатым рельсом. Такая технология особенно востребована в Швейцарии, она позволяет поездам преодолевать без особых сложностей крутые склоны. Открытие железной дороги Юнгфрау состоялось в 1912 году.
Горнергат зубчатая железная дорога
Находится на высоте 3 089 метров относительно уровня моря и соединяет горнолыжный курорт Церматт с горой Горнеграт. Протяженность сети превышает 9 километров, однако, для ее строительства понадобилось меньше времени. Начало работ пришлось на 1896 год и длилось в течение двух лет. Эта горная дорога считается самой высокой на континенте. Она функционирует с 1898 года. В основном железная дорога Горнергат предназначена для перевозки туристов, так как с горы Горнеграт начинается большая часть туристических маршрутов. Из окна поезда открываются живописные виды на горный массив Маттерхорн.
Бернина железная дорога
Считается третьей по величине в Швейцарии. Она пролегает между курортным Санкт-Мориц (кантон Граубюнден) и городом Тирано (Италия). Поезд преодолевает перевал Бернина. Самая высокая точка железной дороги относительно уровня моря находится на высоте 2 253 метра. После максимальной отметки дорога снова уходит вниз к границе с Италией и завершается в небольшом городке Тирано. Максимальный уклон составляет не более 7 %, благодаря чему стало возможным не использовать зубчатую передачу. Ширина пути составляет 1 метр. Линия Бернина интересна спиральным виадуком Брузио, который создавался с той целью, чтобы уменьшить уклон дороги. Это было вынужденное решение, но, в конечном итоге, стало одним из самых оригинальных железнодорожных объектов мира.
В 1980-х годах линии Бернина и Альбула вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО и приобрели большую популярность среди туристов. По дорогам курсирует несколько экспрессов, оборудованных панорамными окнами. К примеру, Bernina Express за четыре часа совершает путь, протяженностью 127 километров между Тирано и Куром.
Ретийская железная дорога
Эта самая крупная железнодорожная сеть в Швейцарии, которая включает в себя линии Альбула и Бернина. На карте железных дорог большая часть этой сети расположена в границах кантона Граубюнден.
По ней можно добраться в труднодоступные регионы центральных Альп. Альбульская и Бернинская линии связывают между собой сто двадцать километров территории страны. Строительство началось в первой половине 20-го столетия и практически в одно время было открыто движение первых экспрессов. Ретийская железная дорога и в наши дни является самой высокогорной.
Есть участки, по которым экспрессы движутся с минимальной скоростью, что дает возможность пассажирам насладиться великолепными видами центральных Альп, открывающимися из окон вагонов, сделать красивые фото.
Дорога состоит из туннелей (их всего 55!), мостов и извилистых виадуков (196!). Особый интерес вызывает виадук Ландвассер, включающий в себя шесть арок.
Маршрут движения включает в себя 50 живописных равнин, 615 красивейших горных озер и 937 горных вершин. Кроме того, из окон экспресса видны древние замки, аккуратненькие деревеньки, парки природы, скалы, на которых сохранились древние рисунки и т.д.
На сегодняшний день на Ретийской железной дороге действует методика, предупреждающая опасность схода снежных лавин. Ее суть состоит в том, что на особо опасных участках во время предполагаемого схода снежных массивов (как правило, после зимних морозов) буквально «обстреливают» самые опасные точки, которые могут устремиться вниз.
Самыми популярными составами, которые курсируют по железнодорожным линиям Ретийской дороги, считаются Бернина экспресс и Ледниковый экспресс.
Любую интересующую вас информацию о Ретийской железной дороге можно найти на официальном сайте http://www.rhb.ch/.
Заключение
Из вагонов экспрессов, курсирующих по швейцарским железным дорогам, можно увидеть живописные альпийские ландшафты, красивые водоемы, расположенные в горах, уютные городки с кирхами, величественные заснеженные вершины, вековые ледники, спиральные виадуки и протяженные тоннели. Созданные более сотни лет назад, железнодорожные линии исправно функционируют и представляют собой воплощение в реальность человеческого гения.