Жак Пикар родился 28 июля 1922 года, в Брюсселе (Бельгия) в семье ученого физика и изобретателя Огюста Пикара. Вместе с отцом он учувствовал в воплощение в жизнь многих изобретений. Когда Жак подрос и пришло время учиться, он выбрал экономическое образование в Женевском университете. Спустя время пришло осознание, что более интересным для него оказалось создавать вместе с отцом подводные батискафы. Постепенно эта работа заняла все его мысли его и учеба в университете была окончательно заброшена.
В 1930-х годах его отец Огюст Пикар увлекся аэронавтикой и разработал первый в мире стратостат — воздушный шар со сферической герметичной гондолой из алюминия, который позволял совершать полёты в верхних слоях атмосферы при сохранении нормального давления внутри. На этом аппарате он совершил 27 полетов, на тот момент ему было 47 лет. По средствам экспериментов Пикар старший понял, что по таким же принципам можно построить машину для покорения океанских неизведанных глубин. Но к сожалению его планам помешала Вторая мировая война.
Не смотря на то, что Швейцария держала нейтралитет, работа над научными проектами все ровно была приостановлена. В 1948 Огюст возобновил работу над батискафом и закончил его, на тот момент ему было 69 лет. Поэтому лучшей кандидатуры для испытаний чем его сын – Жак Пикар не нашлось, поскольку он вместе с отцом работал над этим проектом и был посвящён во все нюансы. Батискаф получает название FNRS-2, что означало аббревиатуру Бельгийского Национального Фонда Научных Исследований (Fonds National de la Recherche Scientifique), который финансировал работы Пикара.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: название FNRS-1 носил стратостат который разработал Пикара. Учёный на этот счет высказывался : «Эти аппараты чрезвычайно сходны между собой, хотя их назначение противоположно. Возможно, судьбе было угодно создать это сходство именно для того, чтобы работать над созданием обоих аппаратов мог один учёный». Первое погружение FNRS-2 состоялось в Дакаре 25 октября 1948 года, испытательное. Но в это раз, никаких рекордов установить не удалось — аппарат погрузился всего на 25 метров.
За 7 лет Пикары создали три модели батискафов, способных погружаться на 10 000 футов. Эта глубина считалась тогда рекордной.
Вскоре дела с батискафом осложняются тем, что прекращается финансирование бельгийским фондам. Огюст Пикар в итоге продает FNRS-2 ВМФ Франции, те в свою очередь пригласили ученого для строительства новой модели батискафа, получившего название FNRS-3.
Интерес к батискафам, тем временем, захватывал мир, и новую модель планировалось строить в Италии. В 1952 году Огюст Пикар, оставив FNRS-3 на французских инженеров, отправляется в Италию, чтобы заняться разработкой и строительством батискафа, получившего название «Триест».
«Триест» – это название батискаф получил в честь итальянского города, в котором был создан. Круглая сфера была прикреплена к вытянутому корпусу-поплавку, и вся конструкция могла перемещаться в воде, свободно перемещаясь. Именно в этом было отличие от батисферы, которую несколькими годами ранее построили американцы Биб и Бартон. Их изобретение было жестко зафиксировано на корабле который плыл на поверхности океана и автономно двигаться не могло. Управления батискафом осуществлялось железными шариками, которые извлекались с помощью электромагнита утяжеляя, либо облегчая всю конструкцию, соответственно в результате погружаясь или всплывая. В целях прохода для экипажа были сделаны специальные шлюзы, с помощью которых человек мог покинуть батискаф, не поднимая его на поверхность.
Мечта и цель Пикара – это покорение Мариинской впадины, куда еще не ступала нога человека.
Что мы знали о глубинах в районе Марианской впадины: Первые данные были получены английским судном «Челленджер» в 1951 г. Была зафиксирована глубина 10 863 м., позднее, в 1957 году советское судно «Витязь» показало при локации даже больший результат: 11 022 м. Последние исследования 2009 года, проводившиеся в этом районе остановились на отметке 10 971 м. Самое глубокое место Марианской впадины называется Бездной Челленджера.
Мечте Пикара было суждено осуществиться в 23 января 1960г,. В команде, которая опустилась на дно Мариинской впадины было 2 человека это наш герой Жак Пикар и Дон Уолш. Ими была достигнута глубина 10 км 911 м., погружение заняло около 5 часов. Главной их задачей было испытание оборудования. Исследователи не проводили никаких научных экспериментов, по причине отсутствия специальных приборов. К сожаленью, долго они не смогли пробыть на дне, стали трескаться стекла иллюминаторов, и через 3 ч. 15 мин. батискаф подняли на поверхность.
Исследователи рассказали о встреченных на дне морских жителях: камбалах и необычных креветках. Но не все океанографы поверили в их рассказы, считая, что даже камбалы не могут выжить под таким давлением морской воды. Жак планировал еще раз опуститься в Марианскую впадину, но этому не суждено было сбыться. Проект оказался слишком дорогим, а батискаф очень сложно управлялся. И больше опуститься в эту бездну Пикару не удалось.
С 1960 по 2012 кроме Пикара и Уолша, ни один человек не опускался на дно Марианской впадины. В 2012 году на одноместном батискафе Deepsea Challenger голливудский режиссер Джеймс Кэмерон опустился на дно Марианской впадины. На съёмках «Титаника», ныряя на российских аппаратах «Мир» к погибшему судну, режиссер и увлёкся глбоководными погружениями. А в подготовке Кэмерона перед погружением на дно Марианской впадины принимал участие напарник Пикара по историческому погружению Дон Уолш.
Работы по исследованию океана батискафом «Триеста» требовали серьёзного финансирования. Каждый спуск аппарата обязательно было обеспечивать поддержкой нескольких судов сопровождения. Батискаф Пикара к месту погружения необходимо было буксировать, так как своего горизонтального хода он не имел.
Подводные погружения Жака Пикара на этом не закончились. В июле 1969-го он стал участником погружения на мезоскафе «Бен Франклин». Вместе с пятеркой других исследователей он отправился к Гольфстриму. Погружение не было слишком глубоким, а вся операция прошла в месячный срок.
В 1958 году «Триест» был приобретен ВМФ США, проявившим интерес к исследованию океанских глубин. С аппаратом в Америку отправился и Жак Пикар, которому предстояло обучать управлению батискафом американских специалистов.
Конструкция батискафа, была продумана до мелочей и ее прочность «Триеста», позволяла погружаться на максимальные глубины, известные в Мировом океане.
В 2008 году Католический Университет Лувена присвоил Жаку Пикару почетную докторскую степень. Это была последняя награда героя, спустя девять месяцев в ноябре того же года его не стало.