«Тур де Франс» не относится к самым зрелищным спортивным событиям, как, к примеру, футбол либо хоккей, однако, у основной велогонки мира масса поклонников, которые ежегодно ждут начала этого яркого мероприятия. Огромная масса болельщиков наблюдает за изнурительной гонкой по спортивным каналам, фиксируя каждую новость, но есть счастливчики, которые попадают в разряд «живых свидетелей» невероятного противоборства профессионалов высшего уровня.
Что представляет собой «Тур де Франс»
Масштабная велогонка «Тур де Франс» проводится каждый год, начало события приходится на последнее воскресенье июля. Тур продолжается на протяжение 23 дней и является самым престижным соревнованием в мире по велоспорту.
Кратко об истории
Началом истории велогонки считается 1903 год. Это была рекламная компания газеты L’Auto, которая сегодня называется L’Équipe. Реклама была организована редактором газеты Анри Дегранжу с целью повысить рейтинг и продажи газеты, чтобы обойти своего соперника Le Vélo. Инициатором этой идеи стал журналист Жео Лефевр.
Впервые гонка была анонсирована 19 января 1903 года. Была определена дата начала мероприятия – 1 июля 1903 года, заявлена протяженность гонки (24 288 километров), а также тот факт, что состязание будет проводиться в течение 19 дней, в 6 этапов.
Главный приз, который ожидал победителя, составил 12 тысяч франков. Эта сумма превышала в шесть раз суммарный годовой доход рабочих. На первую велогонку было заявлено 60 гонщиков, однако, только 24 из них смогли финишировать.
Мероприятие имело огромный успех, количество подписчиков газеты возросло в разы (если в 1903 году было 25 тысяч подписчиков, то спустя всего пять лет их стало порядка 250 тысяч!), а в 1923 году этот показатель превысил полмиллиона. Рекордный результат продаж L’Auto был достигнут в 1933 году, когда было продано свыше 850 экземпляров за один день. В результате, Le Vélo не выдержал конкуренции и обанкротился.
Однако, в 1903 году об ошеломительном успехе «Тур де Франс» никто даже не предполагал.
Количество этапов в Туре
Современная велогонка «Тур де Франс» включает в себя 21 этап, а суммарное расстояние варьируется в пределах от 3 до 4 тысяч километров. На проведение одного этапа отводится день, гонщикам предоставляется пара дней на отдых за все время Тура. Об огромнейшей нагрузке, которой подвергаются спортсмены, можно только догадываться. Ежедневно гонщики преодолевают порядка 150 километров и более по сложному рельефу. Этапы разделяются на:
- Равнинные;
- Горные;
- Холмистые;
- Индивидуальная гонка на время.
Протяженность самого большого этапа может доходить до 220 километров (и более). Время, рассчитанное на наименьший этап (индивидуальная гонка на время), ежегодно меняется, что отражается в расписании.
Где проходит маршрут
Место проведения старта и сам маршрут ежегодно меняется, зато финиш всегда неизменен – Елисейские поля (Париж). В разный период времени, велогонка стартовала в таких местах как Брюссель, Нормандия, Монако, Лондон, Корсика. Маршрут проходит по территории Франции, чтобы жители страны имели возможность стать свидетелями такого грандиозного события мирового уровня.
Делая петлю по Франции, участники гонки пересекают Альпы, Пиренеи, а также Центральный гонный массив.
Финишный этап представляет собой неофициальное противоборство спринтеров. Интересной традицией финала считается распитие шампанского на велосипеде. Это могут позволить себе только победители Тура, которые пересекают стартовую линию.
Как выявляется победитель
Гонка, которая длится на протяжение длительного времени, использует общее время преодоления этапов для определения лидера. Иными словами, время каждого участника суммируется со временем, зафиксированном в предыдущем этапе.
Благодаря данной системе команды вырабатывают тактику, чтобы их лидер занимал верхние позиции генеральной классификации (то есть, выстраивание участников по ранжиру в соответствии с накопленным временем), при этом, сохраняя потенциал. Исходя из этого, можно одержать победу в Туре, при этом, не выиграв ни одного из этапов.
Велоспорт относится к командным видам спорта, основной преградой для велогонщика является сопротивление воздуха. При движении в составе группы, есть возможность беречь силы, при этом, сохраняется высокий показатель скорости движения.
В первые годы проведения Тура, гонщики выступали индивидуально, они даже не имели права держаться вместе. Из-за этого, наблюдался большой разрыв между победителем и тем, кто пришел к финишу вторым. В настоящее время значительная разница во времени может возникнуть благодаря «разделкам» и этапам, когда финиш расположен на горной вершине.
Майки лидеров
- Желтая майка. Это мечта гонщиков профессионального уровня. Ее получают лидеры генеральной классификации Тура. Интересно, что желтый цвет выбран не случайно – такого цвета были газетные страницы издания, который спонсировал мероприятие.
- Зеленая майка. Такой цвет получают лучшие спринтеры. Их выявляют в результате подсчета очков на финишах этапов, а также на промежуточных финишах.
- Майка в красный горошек на белом фоне свидетельствует о том, что гонщик показывает лучшие результаты в горных восхождениях. Его определяют по общим очкам, заработанным на горных финишах.
- Обычная майка белого цвета указывает на то, что перед вами подающий надежды молодой гонщик, возраст которого не превышает 25 лет.
- Майка с красным номером предупреждает, что перед вами самый агрессивный гонщик, то есть, у него атакующий стиль, он обладает командными качествами, силой и храбростью.
Самый трудный этап
Конечно, это горный. Именно благодаря обилию гор, Тур выделяется среди других подобного рода соревнований. Из 21-го этапа плоских только восемь, оставшиеся приходятся на холмистый и горный рельеф. Даже в гонке на короткое время присутствуют значительные перепады на подъемах.
Перевал Турмале представляет собой 1 395 вертикального набора при движении по узкой трассе, протяженностью 18,6 километров. За всю историю Тура, подъем на эту вершину осуществлялся 85 раз. Это самый сложный этап.
Подъемы делятся на категории, согласно их сложности. К примеру, 1 – повышенной сложности, а 4-й самый простой. Сложность определяется по формуле, при этом учитывается протяженность подъема и крутизна.
Есть сложные горы, которые даже не входят в «рамки классификации» по своей сложности, их называют Hors Catégorie.
Альпийская вершина д’Юэз — это серпантин, включающий в себя 21 виток, название каждого из них связано с именем победителя этапов.
Другим популярным перевалом для гонщиков Тура является Коль дю Галибье. Чтобы подняться на максимально высокую точку маршрута (2 645 м. относительно уровня моря), спортсмены должны преодолеть 18,1 км, при этом набрать 1 245 высоты.
Сложные уклоны закаляют спортивный характер гонщиков, проверяют их на прочность, выявляя наиболее сильных и определяя расстановку их в рейтинге гонки.
Причина популярности велогонки
Поклонники Тура — это важное отличие велогонки от других видов спортивных состязаний. На подъемах участников ожидают зрители, которые выстраиваются в живой коридор. По маршруту движения стоят кемпинги, болельщики, одетые в яркие карнавальные костюм, всячески поддерживают своих кумиров.
Жители даже самой маленькой деревни демонстрируют гостеприимство и радушно принимают гонку.
Поклонники любят «Тур де Франс» за спорт и за возможность путешествовать по Франции. Тур транслируют по разным каналам, поэтому, можно смотреть как сами маршруты Тура, так и другие уникальные уголки страны. Нередко, «Тур де Франс» именуют путеводителем по Франции, для которой это соревнование открывает большие рекламные возможности. Стандартная ставка для населенного пункта, которые принимает стартовый этап, варьируется в пределах 50 тысяч евро, а этап финиша оценивается в 100 тысяч евро. К примеру, в 2007 году, когда Тур стартовал в Лондоне, британская столица заплатила за это мероприятие свыше 1 миллиона евро.
Заключение
«Тур де Франс» заряжает позитивной энергией не только поклонников этого вида спорта, но и простых туристов. В наше время Тур занимает третью позицию по масштабности спортивных мероприятий мирового масштаба после мирового чемпионата ФИФА и Олимпиады.