Да, да, да. На моих курсах рисования (www.yulia-kunstatelier.ch) ваш ребенок не будет рисовать за мольбертом.
Сейчас я вам все объясню.
Где рисовать?
Очень важно организовать рабочее место. Пока ребенок маленький разрешайте рисовать ему прямо на стенах или на одной отведенной для этого стене. Можно прикрепить на стену лист бумаги, повесить доску. Также можно рисовать на полу, застелив его клеенкой или газетами.
Мольберт – лишняя вещь, не дающая свободы в выборе техник и с него стекает краска. Выделенный скромный уголок не способствует развитию творчества.
Почему рисовать?
В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Рисование позволяет создавать ребенку множество образов, изменять их по желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Это отличная тренировка ума, зрительной памяти, воображения, речи, моторики, с успехом заменяющая методики раннего развития.
Детский рисунок изменяется с возрастом, проходя несколько стадий. И только на последней из них – правдоподобной – ребенок действительно изображает предметы и явления. До этого в рисунке он транслирует собственное представление об этих вещах и отношение к ним.
По рисунку ребенка можно определить его эмоциональное состояние, для этого делают графические тесты.
Попросите ребенка нарисовать свою семью или себя, когда у него хорошее настроение. Обратите внимание на размер и месторасположение ребенка на листе. Головоног – норма для четырех лет. До пяти с половиной лет – норма изображение ног и рук ординарными палочками. Обратите внимание на лицо – какие эмоции оно выражает? Руки – символ активности и готовность к контакту. Туловище отражает представление ребенка о физическом облике человека. Ноги – символ опоры.
Чем рисовать?
Для каждого возраста есть свои наилучшие изобразительные материалы.
От года до полутора: съедобные красители: замороженные сок, овощи и фрукты с ярким следом, прирожные и подручные средства, песок, крупа, уголь, пальчиковые краски, гуашь.
Полтора – три года: природные и подручные средства, пальчиковые краски, гуашь, пастель, восковые мелки, карандаши.
От трех до пяти: добавляем акварель и с пяти – семи лет – фломастеры. Ими легко управлять, они не требуют хорошего развития моторики, не позволяют смешивать цвета.
Не бойтесь экспериментировать с красками, материалами, рисуйте не только кисточкой, но и пальцами, ладонью. Для рисования годится абсолютно все: поролон, мех, ткани, штампики, зубные щетки, ватные шарики и палочки, шприц без иглы, песок, древесина, мыльные пузыри. Я бы не рекомендовала покупать ребенку раскраски. Рисуйте не только на стандартных форматах бумаги, попробуйте вырезать овал, круг, кляксу.
А кто это?
Очень важна правильная реакция на рисунок. Не стоит захваливать, дети способны на объективную оценку и чувствуют неискренность. Куда вреднее другая крайность, когда родители пытаются довести рисунок до правдоподобного, «чтобы было похоже». Правильная реакция – выражение собственного положительно отношения, «мне очень нравится» и проявление пристального внимания. Можно попросить рассказать ребенка о рисунке, еще лучше задавать вопросы во время рисования.
Играем рисуя?
Очень полезно играть с ребенком в игры. Попробуйте нарисовать что-то из чего-то. Например, кота из цветочков. Так же полезно рисовать свои эмоции – «моя радость», «мой гнев», различные звуки. Можно нарисовать общую картину. В этой игре участвуют два человека, заранее не договариваясь о сюжете, один начинает, другой продолжает. Если участников больше, то каждый рисует на своем листе и затем ими обмениваются по кругу: передали- добавили свое – передали и так далее. Интересно попробовать игру «Что на что похоже»: например, рисуется круг или несколько предметов и нужно превратить его или их в узнаваемый предмет. Игра «На что похожа клякса» аналогична. Нужно всего лишь включить фантазию.
Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на цветы, дома, свет и тени, на отражения в лужах, на облака. На что они похожи?
В квартире хорошо устраивать постоянную выставку работ ребенка. Дети любят видеть результаты своих трудов. Нельзя выкидывать при ребенке его рисунки. Конечно невозможно хранить все рисунки, сортируйте их вместе с ребенком, дарите близким, превращайте в оригинальный подарок – напечатайте на футболке, кружке.
Предоставляйте ребенку больше свободы, не ждите сразу правдоподобных рисунков, поменьше вмешивайтесь, не навязывайте собственных стереотипов (дом с треугольной крышей). Не бойтесь творить. Бумага все стерпит.
Буду рада видеть ваших детей на своих занятиях по рисованию в Цюрихе. С расписанием Вы можете познакомиться на сайте www.yulia-kunstatelier.ch, а также в социальной сети facebook.com
В следующей статье я расскажу вам о рисовании для взрослых!
Юлия Богданова