Мерет Оппенгейм- Биография и творчество

Мерет Оппенгейм – немецко-швейцарская художница, работавшая в технике предметного сюрреализма. Мерет является ярким представителем европейского и мирового авангарда.

Мерет Оппенгейм

Мерет Оппенгейм родилась 6 ноября 1913 года в Берлине, ее родители были  либерально настроенные любители искусства. Детство прошло в Швейцарии, в городе Базель, родители оставили её на попечение бабушки, известной швейцарской писательницы Лизы Венгер.

В 18 лет Мерет Оппенгейм переезжает в Париж и  познакомилась с Джакометти, Жаном Арпом, Маном Рэем, проявивших интерес к её работам и пригласили участвовать вместе с сюрреалистами в выставке Салона Независимых (1933 года). Мерет кроме прочих талантов обладала не стандартной внешность, Оппенгейм имела среди сюрреалистов большой успех, и становится их «музой». В этом же 1933 году она вступила в состав группы парижских сюрреалистов, где близко сошлась с Андре Бретоном, Марселем Дюшаном и Максом Эрнстом. Много раз позировала в качестве модели для знаменитой серии фотографий ню Мана Рэя. В мае 1936 года Мерет Оппенгейм принимает  участие в выставке сюрреалистических предметов, проходившей в парижской галерее Шарля Раттона. Композиция  «Меховой чайный прибор» созданная ей в 1936 году и продемонстрированный на этой выставке, а осенью того же года перенесённый на нью-йоркскую общую выставку сюрреалистов, произвёл фурор и стал «гвоздём» выставочного сезона в Париже и Нью-Йорке. Мерет Оппенгейм, проснулась  знаменитой, на тот момент ей было 23 года.

«Меховой чайный прибор» – классическая абсурдистская композиция, представляет собой – обтянутые коричневым пушистым мехом чашка, блюдце и ложка.По лучшим законам жанра предмет совмещает несовместимое: утилитарный бытовой предмет в результате работы художника не только утратил свою первоначальную функцию и сделался бесполезным, но и приобрёл при этом черты высоко сублимированной сексуальности и скандальной издёвки над здравым смыслом. «Меховой чайный прибор» стал признанной классикой жанра и эталоном для нескольких поколений сюрреалистов, работавших в жанре «предмета». У многих позднейших художников-сюрреалистов (включая Сальвадора Дали) так или иначе можно найти цитаты, мотивы или отклики на этот предмет.

Сюрреализм

В большом успехе  «Мехового чайного прибора» сыграли роль нарастающие тенденций в развитии самого течения сюрреализма. К концу 30-х годов это направление уже в большой степени потеряла свой хулиганский и протестный характер, а его представители от ярко «антисоциального» поведения двадцатых годов перешли к чисто светскому эпатажу. Постепенно основные наработки стиля сюрреалистов и предшествовавших им дадаистов начали появляться в области дизайна, оформительства, коммерческой живописи и рекламы. С этого ракурса «Меховой чайный прибор», довольно мягкое, скорее дамское произведение сюрреализма, направленное на развлечение сытой публики, чем на её высмеивание, как бывало всего десять лет назад, и получило своё вполне заслуженное одобрение

Ошеломительный успех  «предметов» Оппенгейм имел и ещё одну сторону – но уже для душевного баланса самой художницы. Попытки повторить успех и удержаться на гребне волны популярности, обернулись для неё тяжелой депрессией. В 1937 году она покидает Париж и переселилась в Базель, где поступила в художественный колледж, пытаясь усовершенствоваться в различных видах искусства. На это момент она становится членом базельской художественной «Группы-33» и старается активно участвовать во всех акциях этой группы. В 1939 году Мерет Оппенгейм возвращается в Париж, где вместе с Леонор Фини и Максом Эрнстом участвует в выставке сюрреалистической мебели, представив на ней свой новый шедево, полностью соответствующий своему названию: «Стол на птичьих ногах».

Картины Мерет Оппенгейм

В живописных и графических работах Мерет просматривается вполне реалистичные изображения, напоминающие «веристический сюрреализм», на ряду с этим органические абстракции. Есть и смешанные формы –  написанная маслом картина «Ночь, ее объем и то, что для нее опасно» 1934 года, или таинственный полукруглый люнет «Три черных груши» (1935/1936). Говоря об этих ранних работ нельзя с уверенностью сказать, есть ли в них реалистичное изображение геометрических тел либо живых существ – или это не более чем поэтическое изображение абстрактных идей. Помимо работ, где пересекаются фигуратив и абстракция, есть и вполне материалистические изображения, такие как «Здание» (1935), «нарисованное» соломинками на бумаге.

В последующих произведениях Оппенгейм более активно и свободно комбинируются реалистическая фигуративная живопись, коллаж с применением природных предметов и геометрически-органические абстракции – отклики на поп-арт 1960-х и 1970-х годов.

Надвигавшаяся Вторая мировая война заставила Оппенгейм переехать в Швейцарию, где она вышла замуж за Вольфганга Ля Роша (Wolfgang La Roche) и впала в депрессию, которая продолжалась много лет. Размышляя о своей жизни и творчестве, она постепенно отошла от сюрреализма, проявляя всё больший интерес к работам творческой молодежи, достигшей своего совершеннолетия в 1960-е гг.

Весенний завтрак

Вторая мировая война заставила Оппенгейм переехать в Швейцарию. В 1945 году Мерет Оппенгейм знакомится с Вольфгангом Ла Рошем, с которым в 1948 переезжает в Берн, год спустя они женятся. Вдохновенья нет, работа не идет. Мерет впала в депрессию, которая продолжалась много лет. Она вспоминала об этом периоде жизни, как о тяжёлом и кропотливом: «Я работала каждый день… Чаще всего ничего не получалось, хотя чувство скованности в руках почти прошло…»

Размышляя о своей жизни и творчестве, Мерет постепенно отходит от сюрреализма, ее все больше влекут работы творческой молодежи, достигшей совершеннолетия в 1960-е гг. В 1959 году.  Андре Бретон предлогает Оппенгейм воспроизвести для сюрреалистической выставки «E.R.O.S.», (проходившей в парижской галерее Даниэля Кордье), сделанную пятью годами ранее композицию «Весенний праздник» (1954). Эта инсталляция являет собой полностью обнажённую женщину, прямо на теле которой был накрыт ужин на шесть персон. Этот живой сюрреалистический объект прекрасно вписался в концепцию выставки и эстетики сюрреализма. Он соединяет в себе скандальный эпатаж, сексуальность и абсурд. Интересный факт!! живая натурщица (модель), богато декорированная угощением присутствовала на вернисаже только в первую ночь на 16 декабря 1959 года, а в следующие дни её заменили просто манекеном. Эта композиция имела широкий резонанс и была вписана в историю сюрреализма как одна из ярких страниц.

Выставка «E.R.O.S.» стала последним сюрреалистическим вернисажем в творческой биографии Мерет Оппенгейм. Позже художница продолжала активно работать и выставляться, но уже совершенно отдельно от групп или течений. Мерет неоднократно выступала как театральный художник-постановщик. В 1967 году состоялась большая ретроспективная выставка её творчества в Стокгольмском Музее современного искусства.

Оппенгейм

В 1984 году незадолго до смерти, Мерет Оппенгейм провела свой последний вернисаж, на которой во всем ослепительном великолепии было представлено творчество швейцарской художницы. Спустя 40 лет проведение ретроспективы её творчества в Художественном музее Берна – это не просто дань уважения известной личности и её творчеству, это напоминание нам о том, что идеи достижения гендерного паритета в художественных учреждениях, а также борьба за признание вклада женщин в искусство наравне с вкладом их соратников-мужчин по-прежнему живы. В 1985 году, буквально за полгода до смерти, к ней пришло и запоздалое «академическое признание». Берлинская Академия искусств уже совсем ненадолго приняла Мерет Оппенгейм в свои члены.

Александр Баранов

Привет, меня зовут Александр Баранов, я очень люблю Швейцарию, поэтому веду этот сайт об этой прекрасной стране с 2015 года, эта страна со своими потрясающими пейзажами покорила мое сердце, поэтому я переехал из России и живу здесь с момента основания сайта и создал свой бизнес в сфере недвижимости Цюриха. Надеюсь, вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы и мой блог будет вам полезен, спрашивайте в специальной форме внизу сайта и делитесь мнением в комментариях!

Оцените автора
Блог о Швейцарии