Ганс Эрни – талантливый швейцарский живописец и скульптор, родился в феврале 1909 года в Люцерне в обычной семье. Его отец – машинист парохода, хотел, чтобы сын работал землемером, но такое будущее не прельщало Ганса. После окончания школы он устроился на работу в строительную компанию в качестве чертежника.
Начало творческой деятельности Ганс Эрни
В период с 1927 по 1928 годы Ганс Эрни проходил обучение в Люцерне, в училище декоративно-прикладных искусств. С 1928 по 1929 годы он учился в Париже в академии Жюлиана, а потом отправился в Германию. В Берлине он обучался в Государственном училище свободных и прикладных искусств. Это был исторически сложный период, когда в Германии процветал нацизм. Политическая ситуация, которая не имела ничего общего с искусством, повлияла на решение Ганса покинуть Германию и возвратиться в Люцерн.
Ганс вел активную творческую деятельность, часто бывал в Париже. Он проявлял большой интерес к творчеству известных мастеров, учился на произведениях своих современников, которые сильно отличались от художников, получивших признание в период 16-17-го столетий.
С 1933 года Эрни стал принимать участие в художественных выставках. Огромное влияние на становление его творчества имели картины Пикассо, Жоржа Брака, а также работы абстракционистов. Увлечение графикой, техникой и разными механизмами тоже сыграли свою роль. Эрни пытался внедрять в свои работы различные схемы, правильные геометрические фигуры и т.п. Это был период творческого поиска собственного направления и экспериментов, что отобразилось в таких его произведениях как «Техническая функция» (1936 г), «Эмансипация» (1938 г). В это время Эрни начинает заниматься и настенными росписями.
Большое влияние на молодого художника сыграли творения Ива Танги и Сальвадора Дали. Однако, в сюрреалистических работах Эрни использовал и философские направления (к примеру, «Пятиугольник» (1939 г)). В 1941 году автор написал «Лист урбаниста», в котором изобразил свой портрет, выполненный в виде анатомического наброска, а рядом воспроизвел растение.
Период второй мировой войны
В военные годы Эрни был водителем и рисовал камуфляж, но изобразительное искусство тоже не было забыто. Эрни был разочарован обществом людей и увлекся пейзажами. Ему нравилось изображать величественные горы, первозданную природу, в которой не было места людям. Его картины того периода отличаются суровостью и пустынностью.
В то время Эрни рисует плакаты, делает иллюстрации к литературным произведениям. В 1945 году Эрни приступил к выполнению заказа на стенопись помещения, в котором размещалась промышленная выставка машин в Базеле. Из книжных иллюстраций того времени стоит отметить сопровождение иллюстрациями сборника Ч. Каневашини, под названием «Человеческий труд на протяжение веков».
Декоративно-прикладные работы
Жан Люрса занимался изготовлением гобеленов во Франции, и Ганс Эрни создавал картины к гобеленам. В тематику гобеленов Эрни привнес много нового – «Нить Ариадны (Лабиринт Минотавра)», выполненный по мотивам древнегреческого мифа стал особой работой автора в этой сфере искусства. Кроме того, он также участвовал и в оформлении художественной керамики, и в изготовлении почтовых марок (к примеру, посвященных Олимпийским играм 1972 года). Эрни создал почтовые штемпели для своей страны и для ООН, на которых изобразил портреты знаменитостей в области искусства и науки (Альберт Эйнштейн, Герман Гессе, Пуаль Клее и др.).
Ганс Эрни проявил себя и в области цветной литографии. Он стал автором произведений, в которых совмещалась различная тематика (к примеру, циклы «человек и творчество», «человеческая любовь», «животные» и т.д.). Талантливый художник использовал в своих работах и черно-белую литографию.
Музей Ганса Эрни
Художник никогда не состоял ни в одной из партий, однако, проявлял симпатию к партии коммунистов. Он выпустил плакат в ознаменовании культурных связей между Советским Союзом и Швейцарией. Его интерес к идеям коммунизма угас только в 1956 году, после того как СССР ввел свои войска на территорию Венгрии с целью усмирения там восстания.
Надо сказать, из-за симпатии идеям коммунизма, его творчество было под запретом в странах капитализма, в том числе и в Швейцарии, которая придерживалась нейтральной позиции. Работы Ганса Эрни долгое время не размещали в государственных музеях Швейцарии.
Только после международного признания его таланта, был основан музей Ганса Эрни в Люцерне (1979 г)., куда были переданы его работы (авторская керамика, картоны для гобеленов, произведения графики и т.д.). Музею художник подарил настенную роспись, выполненную на тему латинского выражения «Всё течет, все изменяется».
Биографические сведения
Ганс был женат два раза. В первом браке у него родилась дочь Симоне Эрни, во втором было рождено трое детей (две дочери и сын). В возрасте 7 лет одна из девочек умерла.
Сам Ганс Эрни умер в возрасте 106 лет, в 2015 году.