Франциско Гойя – мистический образ мрачного художника

Франциско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник и гравер, автор творений эпохи романтизма.

Биография Франсиско Гойя

Гойя родился в семье разорившихся дворян-идальго в 1746 году. В Испании дворянам было запрещено работать, и отец будущего художника был вынужден отказаться от дворянского титула и поменять место жительства на Сарагосу (столица Арагона). Здесь он стал заниматься ремеслом.

Франсиско Гойя

После рождения Франциско, семья обосновалась в местечке Фуендетодос, расположенном на расстоянии 40 километров от Сарагосы. У мальчика было два старших брата. Один из них в последствии стал священником, второй продолжил дело отца. Отец семейства был хорошим мастером по золочению, к его услугам обращались даже каноники храма собора Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар, чтобы он проверил насколько качественно выполнена позолота изваяний собора, сделанная арагонскими мастерами.

Гойя, как и старшие братья, не имел возможности получить хорошее образование. Грамоте его учил священник Хоакин, у которого на первом месте было слово божье. Надо сказать, что Франциско Гойя всегда допускал ошибки в писании.

Обучаться живописи Франциско Гойся стал в тринадцатилетнем возрасте, когда его семья вновь вернулась в Сарагосу. Его первым наставником был Хосе Лусан, у которого Гойя занимался на протяжение семи лет.

Позднее Лусан дал совет своему ученику продолжить обучение в мадридской Академии Са-Фернандо. В 1763 году Гойя выступил в конкурсе, представив свою работу – копию Силена, выполненную из гипса. Успеха не последовало, жюри никак не оценили его труд.

В 1766 году Гойя снова повторил свою попытку поступления в Академию Сан-Фернандо и снова «провалился». Причина была прозаична – Гойя выполнял конкурсные задания, которые не пробуждали в нем интереса и не вдохновляли.

В возрасте 23 лет, Гойя уехал в Италию. Оказавшись в Риме, художник сразу же выполнил свою давнюю мечту (подняться на купол Собора Св. Петра). Цель была довольно странная, он это сделал не для того, чтобы изобразить живописный пейзаж, открывающийся с высоты купола. Он просто выцарапал в центральной части купола собственные инициалы!

В Италии художника ждал успех, здесь его талант был оценен и молодой человек получил вторую премию Пармской академии (первой премии был удостоен Паоло Борони) за работу «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии».

портрет

После этого, художник вернулся в Сарагосу. Здесь он принял участие в росписи собора Мадонны Пилар. В настоящее время на центральной площади города, рядом с собором установлен памятник Гойе. Заказчику очень понравились фрески Гойя, которые принесли автору славу. Он переезжает в Мадрид, где его «заваливают» заказами, а впоследствии он становится придворным художником.

В личной жизни мастера тоже все складывается удачно. Он влюбляется и женится на сестре одного из своих наставников. Однако, вряд ли можно назвать его семейную жизнь благополучной. Он пережил большую трагедию, потеряв супругу и детей. Из пятерых детей, выжил только один сын, который в последствии стал художником – Франсиско Хавьер Педро.

Болезнь Франциско Гойи

1770-е годы – период признания и славы в жизни художника. Он выполняет множество заказов от высокопоставленных лиц, творит свои знаменитые произведения, в том числе создает известную картину «Зонтик».

В этот, казалось бы, безмятежный период времени стала проявляться его болезнь, которая стала главной трагедией в его жизни и одной из таинственных загадок. Первые симптомы дали о себе знать в 1777-78 годах. На некоторое время болезнь отступила, потому что в то время мастер был еще молод.

В 1792 году недуг снова вернулся, когда Гойя был в Кадисе. Тогда художника первый раз настиг демон смерти.

Длительное время врачи не могли установить диагноз. Одной из версий было предположение, что в 1770-х годах проявления болезни могли быть связаны с тем, что Гойя перенес сифилис, заразившись во время эпидемии. Имели место и другие варианты происхождения заболевания, однако, ни один из них не имел подтверждения. Не так давно возникла еще одна версия о том, что Гойя имел редкое заболевание, название которого – синдром Сусака. Об этом синдроме науке стало известно только в 1979 году, спустя два столетия после появления синдрома у художника.

Симптомы болезни вызывали огромные проблемы. Художник потерял слух, была нарушена координация движений, нередко, он даже не мог держаться на ногах. Помимо этого, он практически перестал видеть, нередко терял сознание, а впоследствии, его частично разбил паралич.

Болезнь изматывала Гойю: то на время отступала, то снова прогрессировала. При этом, художник переживал страшные муки, находясь на грани смерти, однако, он не прекращал работу, проявляя невероятную силу духа.

Гойя

Болезнь и творчество

Болезнь не могла не отразиться на творчестве мастера. По мнению экспертов в области искусства, именно болезнь оказала влияние на перемены в стиле живописца. Он стал использовать другую палитру, в которой все чаще наблюдались темные и мрачные тона.

С первыми проявлениями заболевания в работах Гойи возникла медицинская тематика. Он создал произведение «Врач», будто бы предвидя свою дальнейшую жизнь. Творчество Гойи часто обращает поклонников живописи к теме людских страданий и боли. Особый интерес вызывают его творения «Госпиталь умалишенных» и «Госпиталь зачумленных». В своих произведениях автор представляет трагедию в жизни людей в стране с отсталой экономикой и отсутствием свободы.

Одной из выдающихся работ является «Гойя и его врач Аррьета», сюжет которой связан с проявлением заболевания в 1819 году, когда художник находился на грани смерти. Врача, который вернул его к жизни, в знак благодарности, Франциско Гойя изобразил на холсте. Тема смерти постоянно присутствует в творчестве художника.

В 1823 году Гойя расписал стены собственного дома сценами «черной живописи». Самым устрашающим стал рисунок «Сатурн, пожирающий своих детей». Автор просто воплощал в рисунках самые страшные свои видения.

Художник и герцогиня Альба

Гойя, находясь уже в зрелом возрасте, страстно влюбился в Каэтану. С герцогиней, которой едва исполнилось 13 лет, мастер встретился на балу и с того времени ее образ преследовал художника. Как-то после очередной встречи с юной красавицей, Гойя произнес фразу: «Наконец-то я знаю, что значит жить».

Мастер посвятил герцогине много своих произведений, однако, ни одно из них ему не нравилось. Ему казалось, что ее душа ускользает от него. Самыми знаменитыми считаются такие работы Гойя как «Маха обнаженная» и «Маха одетая». В настоящее время эти обе картины представлены рядом в мадридском музее Прадо.

В этом же музее можно увидеть гениальную картину Гойи, созданную в 1798 году – «Полет ведьм». Она входила в цикл работ автора, включающий в себя шесть полотен. Эти работы были куплены герцогами Осуны для украшения интерьера их загородного дома. Это единственная картина из серии «композиций по мотивам процессов над ведьмами» (так охарактеризовал свое творение сам автор), которая сохранилась до настоящего времени.

Художник и Испания

Жизнь живописца и его творчество охватывает почти целое столетие. Это было страшное время, когда многие его друзья подвергались гонениям инквизиции, и сам автор тоже опасался преследования. Будучи придворным художником, Гойи отлично видел темные стороны эпохи, в которой жил. В своих произведениях он обличает грубость и невоспитанность аристократического общества и знати.

художник

Гойя создал серию гравюр, которая имеет название «Капричос», где он показал Испанию во всей красе. Одной из основных работ данной серии считается «От какой болезни он умрет?». Умирающее тело, изображенное живописцем, представлено уже в контексте судьбы Испании.

За свою жизнь Гойя видел две испанских революции (из пяти). Он стал свидетелем того, как страна боролась с Наполеоном, как была отменена инквизиция, а после вновь возвращена.

Умер Гойя в возрасте 82 лет, в апреле 1828 года в Бордо (Франция). Его прах был возвращен в Испанию только в 1919 году.

Заключение

Франциско Гойя является одним из символов эпохи и культуры Испании. Загадочность Гойи вызывает интерес как испанских, так и иностранных авторов. Лион Фейхвангер написал философско-историческое произведение под названием «Гойя или тяжкий путь познания». Андрей Вознесенский, поэт советской эпохи, обращался к мистическому образу испанского художника, жившего в другой эпохе со словами: «Я-Гойя, глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое». Творениями гениального художника продолжают восторгаться экспрессионисты и сюрреалисты 20 и 21-го столетий.

Александр Баранов

Привет, меня зовут Александр Баранов, я очень люблю Швейцарию, поэтому веду этот сайт об этой прекрасной стране с 2015 года, эта страна со своими потрясающими пейзажами покорила мое сердце, поэтому я переехал из России и живу здесь с момента основания сайта и создал свой бизнес в сфере недвижимости Цюриха. Надеюсь, вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы и мой блог будет вам полезен, спрашивайте в специальной форме внизу сайта и делитесь мнением в комментариях!

Оцените автора
Блог о Швейцарии