Обычно, гиды, рассказывая путешественникам, приехавшим в Швейцарию на несколько дней, о стране, характеризуют ее как «крестьянскую» республику, которая долгие годы отстаивала свою свободу, борясь с Габсбургами. Конечно, в этом тоже есть смысл, однако, это только часть истории страны. В последнее время в Швейцарии большое внимание исследователей уделяется изучению знати и аристократических кругов в обществе.
Они занимают особую нишу в обществе, хотя, зачастую предпочитают оставаться в тени истории. Андреас Цграгген (историк из Швейцарии) не так давно написал монографию, используя обширную базу источников, которая называется Adel in der Schweiz. В ней освещается роль аристократии в истории страны периода раннего средневековья.
Его работу можно считать заключением и оформлением ранее написанных трудов, которые в 1970-е годы демонстрировали свой взгляд на историю образования и развития Швейцарии, акцентируя внимание, именно на значение в данном процессе аристократии и знатных родов.
Особое значение в изучении этой темы имеет теория швейцарского исследователя Роже Саблонье, приверженца исторической «Школы Анналов» Франции. В своей диссертации (1979 г) он подробно описал, как в восточных районах Швейцарии в период раннего средневековья, формировалась система отношений между разными сословиями (аристократы, крестьяне, рыцари, «бюргеры»), создавая, говоря современным языком, «социальные лифты».
Большое количество игроков
Говоря кратко, можно сделать вывод, что в период раннего Средневековья на земле, где сегодня находится современная Швейцария, благодаря отсутствию притязаний относительно власти со стороны Священной Римской империи, сформировалась система четырех ветвей власти.
То есть:
- Владения церкви.
- Территории, принадлежащие знатным родам.
- Города.
- Сельские общины.
Собственно, это центры власти, которые составляют ту самую основу, из которой развилась «700-летняя демократия Швейцарии».
В действительности, этот процесс был намного труднее и, с точки зрения, историков, занимательнее. На разных территориях страны и исторического времени все четыре обозначенные центра власти контактировали между собой, оказывая друг на друга влияние, нередко, вступая в противоборство, иногда демонстрируя взаимовыгодные отношения. К примеру, сельские общины оставляли за собой некоторый процент самоуправления и автономии, однако, иногда позволяли состоятельным «ландаманам» управлять собой совсем не по-демократически, при этом, не предъявляя никаких прав.
Правом было то, что им приказано было делать теми, кто в действительности обладал властью. В этой роли часто оказывались знатные и патрицианские рода. Наиболее известными в Швейцарии являются Габсбурги. Однако, по мнению А. Цграггена, они никогда не представляли из себя таких садистов, какими они предстали в драме Шиллера «Вильгельм Телль».
Современные историки Швейцарии освещают ситуацию несколько иначе. К примеру, Райнер Хугенер, считает, что аристократия страны никогда не владела достаточными военными и денежными источниками, позволяющими жестко властвовать на своих территориях. Старая Конфедерация никогда не была большой и богатой страной. Исходя из этого, аристократы позволяли сельским общинам иметь некоторые свободы.
Кроме того, зачастую швейцарские аристократы и знать поддерживали крестьян, переходя в разряд «крестьянских» аристократов. Примером может служить род Пфиффер в Люцерне.
На протяжение 16 столетия этот знатный род стал одним из влиятельных в стране. К примеру, в Берне, аналогом можно считать род фон Ваттенвиль.
Эти и другие (Графы фон Тоггенбург, Графы фон Верденберг) знатные рода контролировали огромные территории (например, современные кантоны Во либо Тичино), при этом, церковь зачастую выступала в роли «нейтрализатора».
При невозможности достичь взаимовыгодных договоренностей, враждующие стороны, оспаривавшие те или иные территории, часто отдавали их церкви, которая таким образом сумела сформировать большие ресурсы земли и власти.
Удачная карьера
В западной части страны соперниками Габсбургов были графы Савойские. Менее значимые семейства аристократов, чтобы упрочить свои позиции, должны были служить одним из них. Однако, в качестве исторического факта следует отметить, что благодаря тому, что такие знатные рода были в Швейцарии, в стране создавались города, такие как Берн либо Фрибур. Как правило, они находились на пересечении транспортных путей и имели стратегическое значение. В будущем такие города стали основой для создания современной Швейцарии.
С течением времени города развивались, преобразовываясь в торговые площадки, формируя свой ресурс власти и избавляясь от зависимости знатных родов, а, впоследствии, и соперничая с ними. Ориентируясь на города, укрепляли свои позиции и самоуправляющиеся сельские общины. Например, история развития региона Гларус, который смог выйти из-под контроля церкви и знатных родов. Таким образом, усиливались и кантоны, расположенные в центре Швейцарии. Вокруг них создавалась общеизвестная схема появления Швейцарии, якобы в противоборстве с Габсбургами. По мнению историка Роже Саблонье, такие «лесные кантоны» представляли собой административные округа подвластные знатным родам, а потом, освободившись от их контроля, и не имея политической защиты со стороны Империи, они стали заключать друг с другом договора, именуемые «Союзными грамотами».
В итоге, сейчас мы видим в Швейцарии историческую границу разделения между городом и деревней, которая дополняет разграничивающую линию между «немецкой» Швейцарией и «французской», а также «левые взгляды» от «правоконсервативных».
Поворот в исторической науке
В период раннего средневековья в Швейцарии были довольно сложные условия политического устройства. Вопросы, которые ставят перед собой современные историки, основываются не на привычной позиции «изгнания злых Габсбургов», а на том, как работали механизмы соперничества и партнерства между четырьмя линиями власти с Швейцарии. Как опыт, сформированный в Швейцарии, впоследствии был применен в других странах (Испания, Нидерланды, страны Нового света)?
Современная федеративная Швейцария, в которой единственной и основной властью стал народ, была образована в 1848 году, после 17-летней гражданской войны. Аристократия утратила власть и стала частью «швейцарского народа», при этом, сохранив свои традиции.
Заключение
Потомки знатных родов и сегодня занимают видные позиции в швейцарском обществе. Среди них много известных инженеров, политиков, юристов, дипломатов и т.д. Роль аристократии в истории Швейцарии очень заметна, она не только сохранилась, но и никуда не исчезнет в будущем.